среда, 9 ноября 2011 г.

Образы Исландии в прошлых веках


Многочисленные описания и рассказы об Исландии содержатся в древних и средневековых текстах, упоминания о Туле ( Thule , в классической европейской литературе и картах место где-то на крайнем севере, зачастую ассоциировавшееся с Норвегией, Исландией или Гренландией — в зависимости от интерпретации ) - отдаленном острове в далеком океане, там где летом день дольше чем везде, а ночью — значително короче.. Эти отчеты постепенно начали ассоциироваться с Исландией около 11-го и 12-го веков. Первые доклады можно найти в Саксонском Грамматикусе и из уст немецкий священник Адама Бременского ( северогерманский хронист, схоластик и каноник ) Позднее следовали доклады с упоминание Исландии из скандинавских стран, а также Центральной и Южной Европы.
Когда началась печать книг в середине 15-го века, исторические и географические тексты стали одними из наиболее популярных работ и Исландия часто в них упоминается. Один из самых обширных трудов в котором упоминается Исландия была Historia de Gentibus Septentrionalibus (История Северных народов), написанная шведским епископом Олаусом Магнусом, которая была опубликована в Риме в 1555 году. Эти записи были
основаны в значительной степени на тексте Грамматикуса, но также добавляет новую информацию. Большинство других работ об Исландии в 16-ом и 17-ом веках, и даже 18-ом веке, были основаны на работе Олауса Магнуса. Первый доклад о путешествии в Исландию появился во второй части 16-го века и был написан немецким торговцем Горисом Пирсе, торговавшем из Гамбурга. Он сочинил рассказы об Исландии, которые не описывали страну и народ в лучшем свете. Многие более позднее тексты об Исландии основывались на его работе. Один из таких наиболее известных поздних текстах об Исландии сочинил автор по имени Блефкен, голландец, написавший во многом фантастический рассказ об исландцах начала 17-го века. Он утверждал, что посетил страну, но видимо это не являлось правдой. Он соединил разные географические отчеты, исторические доклады, добавил рассказы мореплавателей и торговцев, таких как Горис Пирсе и составил невероятно неправдоподобную легенду об исландцах. Такие легенды и сказки о людях из далеких мест тогда не были ничем необычным и составлялись для развлечения читателей в «цивилизованном» мире. Писанина Блефкена получила широкое распространение и, вместе с текстом Олауса ( Олафа ) Магнуса, стала одним из основных источников об Исландии на долгий период. Для примера можно также почитать описание француза Ля Мартиньера датируемое серединой 17-го века:
« Исландцы, в основном, живут в пещерах, вырезанных в скалах, а остальные обитают в лачугах, похожих на те в Лапландии, некоторые из дерева, а некоторые — из костей рыб и покрытые торфом, они и их скот живут вместе в лачуге. Их кровати сделаны из соломы, на которых они спят в одежде, покрываются шкурами и вся семья спит на одной кровате. И мужчины и женщины выглядят очень неприятно- они смуглые, одеваются как норвежцы в одежды из шкур тюленей, с волосами наружу..Они живут рыболовством, очень жестокие и неряшливые...»
До середины 18-го века существовало лишь небольшое количество отчетов очевидцев об Исландии. Однако позже количество экспедиций возросло. Описания путешественников легли в основу докладов об Исландии. Они появились в книгах о путешествиях, которые становились все более популярными, а также в газетах и журналах. В последствии,в течении 19-го века, отчеты об Исландии и Исландцах изменились и широкая общественность перестала верить в старые преувеличенные истории. Были опубликованы исследовательские тексты об Исландии и переведены на многие языки. Вырос интерес к нордической культуре и романтический взгляд на Исландию начал появляться в одной книге за другой. Начало считаться, что исторические писания исландцев спасли нордическое и германское культурное наследие. Некоторые считали, что обычаи предков европейцев северной и центральной Европы оставались неизменными с древних времен, включая те из них, что были связаны с языком, одеждой, жилыми помещениями, несмотря на то, что многое выродилось с «Золотого века» Исландии. Таким образом многие считали Исландию своего рода музеем и думали, что путешествуя в Исландию они как будто путешествуют обратно во времени.
Брайс Джеймс в своем «Прологе» писал: «...(исландцы) интеллектуально развитые люди, которые произвели литературу, как прозу, так и поэзию, которая по важности среди первобытной литературы стоит сразу за древнегреческой, как по количеству так и по качеству. Нигде больше, кроме Греции, в эти времена примитивной простоты, не был достигнут такой высокий уровень образного мышления и яркости выражения».
Природа Исландии была знаменита с самого начала. Большинство отчетов были сфокусированы на вулканических извержениях и источниках, обладавших многочисленными свойствами. Во многих отчетах содержалась информация как будто бы Исландия была окружена льдом большую часть года. Исландия описывалась как удивительное место, где водятся морские чудовища, а согласно некоторым описаниям лед достигая определенного возраста обладал горючими свойствами. Многие верили, что звуки издаваемые льдом — это звуки страданий душ, платящих по счетам за греховную жизнь. Многие души однако жарились также над горой-вулканом Хекла, извержения которой были огромной мощности.
Это был преобладающий взгляд на исландскую природу до начала 19-го века. Во время второй половины 19-го века этот образ Исландии начал изменяться. Исландия стала стоящим для изучения объектом, где можно было изучать землю «периода детства». Такие исследования в Исландии могли пролить свет на происхождение земли и ее геологии в частности.
В конце 18-го начале 20-го веков появилось огромное количество людей считающих, что Исландия пугающа и привлекательна одновременно. Многие поетившие страну считали ее возвышенно-красивой. Некоторые типы природных явлений, такие как водопады, гейзеры и вулканы, стали особенно популярны. Они стали символами Исландии и исландцев, и упоминались всегда когда речь заходила об Исландии и исландцах.
Отчеты о странах и народах не всегда отражают то, что мы считаем истиной и Исландия не является исключением. Много разных факторов влияют на то, как отдельные страны и народы описываются. Географическое местоположение Исландии, далекое от центра западноевропейской культуры, сыграло в этой связи важную роль. Исландия была всегда очень негусто населена и страна не представляла ни для кого угрозы.
Более того это остров в северном море и многие доклады о северных странах и народах были просто перенесены на Исландию.
Образы Исландии многое раскрывают. С одной стороны исландцы были описаны как примитивные и являлись как бы антитезой цивилизованного общества. В качестве доказательства приводися образ жизни исландцев — жилые помещения, еда исландцев, различные исландские обычаи. Исландцы зачастую воспринимались скорее как животные, чем люди. И все же некоторые авторы описывали исландцев в позитивном свете, рассматривая их как примитивных детей природы. Они были восхищены их простым образом жизни, невинность,
гостеприимством и любовью к своей стране и были представлены как противоядие коррупции времени.
Иными словами являются доклады об Исландии прошлых веков отличались невероятным разнообразием и и были весьма парадоксальными : страна описывалась как оазис блаженства, либо остров убожества...

Комментариев нет:

Отправить комментарий